Зикр и его виды
Зикр в исламе — это один из способов цитирования Всевышнего, дуа после намаза согласно Сунне, в котором предполагается восхвалять его силу и величие, добро, посланное в молитве. Но нельзя не упомянуть Всевышнего во времена бед и боли — ведь зикр — это своего рода короткий путь, соединяющий мусульманина с Аллахом. Зикр всегда читается спокойно, так как это написано в шариате, только в моменты хаджа разрешается упоминать Всевышнего вслух, или в такбирах в большие праздники.
Есть три типа зикра:
• Язык зикра — громкое упоминание Аллаха при выполнении чего-либо, а также чтение Священной Книги или молитвы, обращенной к Всевышнему.
• Зикр сердца — упоминание Всевышнего про себя, размышления о святости дел Всевышнего, размышления о значениях стихов и сур в Коране.
• Зикр тела — это отрицание всех телесных грехов, жизнь по заповедям Корана, отрицание запретного — телесных удовольствий, алкоголя и запрещенных веществ.
Как читать тасбих на пальцах
Вы можете увидеть один из способов чтения тасбих по пальцам на видео ниже, есть и другие методы чтения тасбих по пальцам, в зависимости от того, кому удобнее считать, чтобы не сбиться со счета.
Аяты из Корана о зикре
«О те, кто уверовал! Вспоминайте Аллаха много раз и восхваляйте его утром и перед закатом »(Сура аль-Азхаб, аят 41-42).
«Взывайте к вашему Господу смиренно и тайно. На самом деле он не любит преступников. Не распространяйте зла на земле после того, как она была преобразована. Взывайте к нему со страхом и надеждой. Воистину, милость Аллаха близка тем, кто делает добро »(Сура аль-Араф, стихи 55-56)
«Будьте терпеливы с теми, кто взывает к своему Господу утром и до заката и сражается за Его Лик. Не сводите глаз с них, желая украшений этого мира, и не слушайтесь тех, чьими сердцами мы пренебрегли Нашей памятью, кто потакает своим желаниям и чьи действия будут напрасными »(сура аль-Каф, аят 28).
«Помни Аллаха со смирением и трепетом перед собой, а не вслух утром и перед закатом, и не будь одним из нерадивых невежд» (сура аль-Араф, аят 205)
«Они поверили, и их сердца утешились воспоминанием об Аллахе. Разве сердца не утешаются поминанием Аллаха? »(Сура ар-Рад, аят 28)
«Когда вы закончите молитву, помните Аллаха, стоя, сидя или лежа на боку…» (Сура ан-Ниса, аят 103)
«Аллах ниспослал лучшее повествование: Писание, стихи которого похожи и повторяются. У тех, кто боится своего Господа, дрожит кожа. И тогда их кожа и сердце смягчаются при поминании Аллаха. Это верное руководство Аллаха, которым Он ведет прямой путь того, кого пожелает. А у того, кто вводит Аллаха в заблуждение, не будет наставника »(сура аз-Зумар, аят 23).
«На тех, кто отворачивается от поминания Милосердного (или слепых к Нему), мы нападем на дьявола, и он станет его товарищем» (сура аз-Зукхруф, аят 36).
«Дьявол победил их и заставил забыть поминание Аллаха. Я партия дьявола. Действительно, партия дьявола — это тот, кто потерпел поражение »(Сура аль-Муджадила, аят 19).
«О те, кто уверовал! Не позволяйте своему имуществу и детям отвлекать вас от поминания Аллаха. А те, кто поступит так, будут жертвами утраты »(Сура аль-Мунафикун, аят 9).
«Преуспел тот, кто очистился, вспомнил имя своего Господа и совершил намаз» (сура аль-Ала, стихи 14-15).
Есть много стихов, в которых упоминается зикр, но здесь просто недостаточно места.
Хадисы о пользе и важности ритуала
Есть много хадисов, а также аятов, которые говорят о важности этого ритуала. Но позволим себе остановиться, пожалуй, на самых важных из них:
Ибн Кайим аль-Джаузи говорит о пользе зикра, упоминая более сотни различных положительных качеств этой короткой молитвы: она поможет мусульманину против лживого шайтана, погасит его душевную боль и даст любовь мусульманину. И в дополнение к этому и своей основной цели, зикр обращается к милости Всевышнего, помещая его часть в сердце молящегося. Он считал, что, читая зикр, мусульманин получает, помимо доброты Всевышнего, также защиту и простейший способ совершать приятные поступки. Шейх ибн Таймия сказал, что зикр для сердца мусульманина — как вода для рыбы; вся природа молитвы живет ради нее, стремясь получить прощение грехов и недостойных поступков мусульманина.
Пророк Мухаммад (SGV) сказал своим ученикам, что есть только два занятия, которые приведут мусульманина на небеса: чтение такбира и зикр, таким образом восхваляя Всевышнего и получая до 2500 наград от Аллаха. Это основано на общем количестве повторений фраз «Субханаллах», «Альхамдулиллахи» и «Аллаху Акбар» в течение дня — он научил их повторять их по десять раз после каждой молитвы и еще по 33 раза перед сном.
Абу Саид аль-Худри сказал, что он совершает зикр так много, что окружающие сочли бы человека, молящегося, сумасшедшим, потому что именно так мусульманин заслуживает место на небесах. Ибн Аббас, в свою очередь, так просил упомянуть Всевышнего, чтобы мунафикы сочли мусульманина хвастуном — но это прощает грехи верующего в прощение Аллаха, и мнение мунафика можно не принимать во внимание. В Священной Книге Корана сказано, что милость Всевышнего будет направлена в дома, где люди постоянно празднуют поминание Аллаха после намаза, не отвлекаясь от своей работы. Это еще раз говорит нам о том, что совершать зикр можно и нужно не только в мечети, но и дома, в любое время дня и ночи. Стихи Корана разделяют основную молитву и зикр, поэтому нет необходимости читать всю молитву, когда ваше сердце желает прочитать зикр — в конце концов, Сам Всевышний разделил их, вложив единство в священные писания »и Которая разделяет эти два понятия, но предписывает читать зикр после молитвы, совершенной искренним мусульманином.
Всевышний будет рад указать на ангелов тому, кто не забудет упомянуть свое имя в зикре, как предписано, и в четверг, когда перед праздником Джума ангелы представят ему список действий мусульманина, Аллах сообщит им, что этот человек желал прощения своих грехов, и что Всевышний прощает их. Те, кто не упоминает Аллаха, вызовут гнев Всевышнего, и его милость обойдет стороной этих людей.
Аль Бухари писал, что однажды мухаджиры (иммигранты из Мекки в Медину) пошли к Пророку, который подал жалобу на богатых, превзошедших их в добрых делах. В ответ на их жалобу Пророк (SGV) научил их читать дуа после утренней молитвы «Субханаллахи, валхамдулиллахи, ва ла илаха иллаллах ва Аллаху Акбар» 33 раза после молитвы, указывая, что это дуа будет их ключом к доброта души, но не тела. Таким образом, мухаджиры осознали, что не только утром, но и днем, и после вечерней молитвы необходимо читать зикр.
Хадисы о том какую пользу приносит этот тасбих.
Пророк Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Тот, кто читает субханаллах, альхамду лиллахи, Аллаху акбар по 33 раза, а затем один раз Ла илаха илла Ллаху вахдаху ла шарикйа лаах, алахул мульку уа алахул хамля кули ‘молитва уа, шай все его грехи прощены, даже если их много, как пена в море».
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Есть две из этих привычек, мусульманин, соблюдающий их, войдет в Джаннат. И оба очень легкие, но их делают очень немногие. Один из них — повторять субханаллах, алхамду лиллахи, аллаху акбар 10 раз после каждой молитвы. Таким образом, каждый день будет выпадать 150 раз (5 молитв х 30 слов), за счет 10-кратного умножения в расчетной книге вы получите 1500 призов. А второй — прочитать Аллаху Акбар 34 раза перед сном, Альхамду лиллах 33 раза и Субханаллах 33 раза — вы получите 100 слов, наградой за которые стало 1000 добрых дел. Теперь это больше, чем читают после намаза, всего было награждено 2500 наград. Есть ли кто-нибудь, кто будет совершать 2500 грехов каждый день, взвешивая действия, которые преодолеют все это?»
В хадисе говорится, что каждый, кто читает 100 раз в день «Ла илаха илла Ллаху вахдаху ла шарикья Лях, ляхул мульку ва алахул хамду ва хуа ала кули шайин кадир», получит награду за освобождение 10 рабов, 100 добрых дел будут будет написано, и 100 плохих поступков будут прощены. До вечера его будет охранять шайтан. И лучше его будут только те, кто больше читает. Или, если после утренней молитвы, сидя в той же позе и перед тем, как говорить, прочтите этот зикр 10 раз. Тогда будут записаны 10 добрых дел, изгнаны 10 грехов, в джанато он поднимется на 10 ступенек и до вечера будет защищен шайтаном.
Еще одна зикр – Калима Тайиба
La ilaha illallah Muhammadur rosulullah. (Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Мухаммад — Посланник Аллаха).
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто бы ни читал« Ла илаха иллаллах »в любое время дня и ночи, грехи стираются из его книги, а вместо них записываются добрые дела».
Другой хадис: Пророк Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал, что Муса (алейхи салям) попросил Аллаха научить его какому-нибудь зикру в память о нем. Ему сказали читать «Ла илаха иллаллах». Сказал: «О мой Господь! Этот зикр читают все ваши творения ». И снова последовал ответ:« Читай Ла илаха иллаллах ». Он спросил:« О мой Господь! Я хочу чего-то особенного только для себя ». Тогда Всевышний сказал:« Если мы положим семь небес и семь земель на одной стороне чаши весов, и Калима ла илаха иллаллах — на другой, тогда последняя восторжествует».
Абу Зар Гифари (радиаллаху ахну) обратился за советом к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и получил следующее: «Когда вы совершаете грех, немедленно сделайте взамен что-нибудь хорошее (чтобы смыть плохое влияние греха). Он спросил: «Считается хорошим делом читать« Ла илаха иллаллах».
Другой хадис: «Кто прочитает Лия илаха иллаллах 100 раз, тогда Аллах воскреснет в Судный день с лицом ярким, как луна, в 14-ю ночь. В тот день, когда он читает этот тасбих, только тот, кто читает больше, может быть лучше него».
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал, что есть две фразы зикра, которые «очень легкие на языке, тяжелые на весах и любимые Аллахом, это« субханаллахи ва бихамдихи »и« субханаллахил азим ». Любой, кто читает «Субханаллахи ва бихамдихи» 100 раз утром и вечером ему будут прощены его грехи, даже если их много. 100 раз почитаемое «субханаллахи ва бихамдихи» эквивалентно 1000 совершенных добрых дел.
Вы также можете прочитать следующие слова после молитв:
الَّلهُمَّ اَنْتَ السَّلاَمُ ς نْكَ السَّلاَمُ تَبَارَكْتَ ا ا الْجَلاَلِ
«Аллахумма антас-Сиаламу ва минкас-Саламу табарактья я Зал-Джалиали валь-Икрам».
(«О Аллах, ты тот, у кого нет недостатков, мир и безопасность исходят от тебя.) (Или тот, кто обладает величием и щедростью»).
اَلَّلهُمَّ أعِنِي عَلَى ذَكْرِكَ و شُكْرِكَ وَ حُسْنِ عِبَا
«Аллахумма ‘айнни’ ала зикрикья ва шукрикья ва хусни ‘йбадатик».
(«О Аллах, помоги мне достойно упомянуть тебя, достойно поблагодарить тебя и поклониться тебе наилучшим образом»).
Масх
Сура Ан-Нас
Как правильно делать зикр
Чтение зикра означает поклонение Всевышнему, считается, что зикр после молитвы по сунне — это дверь, соединяющая мусульманина со Всевышним. При этом недопустимо даже малейшее отклонение от норм, прописанных шариатом и мазхабом. Главное правило при совершении зикра — это намерение; его нужно читать тихим единообразным голосом, громче шепота, но тише разговора. Имамы многих мечетей, в свою очередь, произносят вслух дуа после зикра, особенно в праздничные дни или в священный месяц Рамадан, мотивируя это хадисами о жизни Пророка (SGV), в которых говорится: «Пророк Мухаммад (SGV.), затем возвысил голос, чтобы наставить учеников ». Рекомендуется читать зикр после каждой молитвы, согласно словам Пророка (SGV). И обязательно читать текст дуа ла илаха иллалах вахдаху ла шарика лаху.
Можно ли произносить зикр и тасбих громко?
Есть ряд вопросов, по которым академические факаха расходятся во мнениях. Следует ли повышать голос при выполнении зикра? Некоторые ученые считают, что повышение голоса во время тасбиха — это сунна, в то время как другие считают это макрухом, поскольку Пророк Мухаммад этого не делал, а если и делал, то только для того, чтобы научить чему-то людей, которые были вокруг, но после того, как остановились делать это все вместе, так что повышать голос — это макрух.
Все эти различные взгляды возникли из хадиса, который был передан Муслимом и Бухари и исходит от раба Абу Мабада, которого освободил Ибн Аббас. Вольноотпущенник сказал, что, по словам Ибн Аббаса, повышение голоса мусульманина при чтении зикра произошло в момент окончания молитвы, обязательной молитвы. Это произошло во времена Пророка Мухаммеда ﷺ. Ибн Аббас сказал, что по тому, как повысился его голос, когда он произнес зикр, он понял, что молитва заканчивается: зикр произносится вслух и слышен им. Приводятся слова Ибн Аббаса: «Мы узнали, что молитва Посланника Аллаха завершается такбиром».
Но рассказчики хадисов расходились во мнениях относительно того, повышался ли голос постоянно во время намаза или это было сделано только несколько раз во время намаза. Более того, ученые не согласны с тем, что такие действия противоречат аяту, в котором говорится, что Аллаха следует помнить в страхе и покорности самому себе, а также в тишине перед закатом и утром.
Когда следует повышать голос
Учеными, которые придерживались мнения, что во время чтения тасбиха после молитвы следует повышать голос, были шейхуль-ислам, ат-Табари, ибн Хазм и некоторые другие. Среди ученых, которые придерживались мнения, что голос поднимается только для того, чтобы научить мусульман правилам намаза, принадлежали большинству ученых, включая шафиитов. Аш-Шафи’и говорил об этом, отметив, что имам и мусульмане, которые молятся за него, должны после молитвы тихо молиться Аллаху, если он не обучающий имам — в случае обучения после молитвы зикр следует читать вслух до того момента, пока этого не станет достаточно для того, чтобы люди научились. После этого зикр должен быть снова произнесен беззвучно, как сказал Всевышний: «Не произноси свою молитву вслух и не совершай ее шепотом, но выбирай между этим» (Сура Аль-Исра (Ночная передача), стих 110) , что означает, что следует говорить как можно тише.
Шафиит сказал, что Пророк Мухаммад только после этого повысил голос во время молитвы, чтобы научить мусульман.
По словам Умм Саламы, после молитвы Пророк Мухаммад ﷺ остался, но неизвестно, остался ли он для молитвы, что может указывать на то, что он читал зикр в тишине после молитвы. Аль-Бахути в «Кашшаф аль-Кина» ссылается на слова Ибн Таймийи о том, что шумный зикр — это мустахаб. Ибн Таймия сказал, что после каждой молитвы чтение такбира, тахмида и тасбиха вслух является мустахабом.
Вопрос об этом был задан шейху Мухаммаду ибн Салиху аль-Усаймину, и он ответил, что сунна — произносить зикр вслух после совершения обязательной молитвы. В подтверждение этого приводится сообщение, переданное Бухари в хадисе Абдуллы ибн Аббаса: говорится, что в конце обязательной молитвы, во время зикра пророка Мухаммада после молитвы, мусульмане читали вслух . Это подтверждают как имам Ахмад, так и Абу Дауд.
Такого же мнения придерживался шейх уль Ислам ибн Таймийя, а также многие поколения мусульман до и после него — это мнение основано на хадисе, переданном Мугирой и Ибн Аббасом.
Любой вид зикра, который следует читать после молитвы, включает чтение вслух. Это относится к тахлилю, тасбиху, такбира и тахмиду, поскольку на это указывает общее значение хадисов, переданных ибн Аббасом. И нет никаких сообщений о том, что Пророк Мухаммад проводил какое-то различие между определенными типами зикра, но в хадисе, переданном Ибн Аббасом, мусульмане, как говорят, узнали из такбира, что молитва, намаз, заканчивается. Все это говорит о том, что мнение о том, что не нужно повышать голос при произнесении такбира, тахмида и тасбиха после молитвы, неверно. Также неверно полагать, что повышение голоса при чтении этого зикра после намаза является нововведением или бидах, потому что это практиковалось в мусульманском мире даже во времена Пророка Мухаммеда ﷺ, и может ли это быть нововведением?
По словам шейха Сулеймана ибн Сахмана, факт того, что Пророк Мухаммед выполнил и одобрил этот обряд, был доказан, и во времена Пророка Мухаммеда сахабы сделали это, когда сам Пророк Мухаммед учил их этому и одобрял их действия.