Из рода имамов
Шигабутдин бин Багаутдин аль-Марджани (1818–1889) происходил из древней и уважаемой семьи мусульманских священнослужителей, чья родословная насчитывает столетия. Предки будущего имама жили в селах Комургуз и Марджан, в Закандже. Отсюда тахаллус «ал-Марджани», то есть происходящее из аула Марджан. Однако родился он 16 января (по новому стилю) 1818 года в селе Ябынчи Казанского уезда (ныне Атнинский район Республики Татарстан) в семье указанного муллы.
Его отец Багаутдин бин Субхан бин Абдулкарим бин Габдельттавваб бин Габдельгани бин Габделькутдус аль-Марджани бин Ядаш бин Ядкар бин Гумер Хаджи, выпускник бухарского медресе «Турсуния», в 1814-1821 годах служил здесь приходским муллой. В 1821 году он переехал в село Ташкичу того же района, где стал выполнять функции имам-хатиба в мечети и преподавать в медресе. В стенах этого учебного заведения под руководством своего отца Шигабутдин Марджани получил начальное богословское образование и какое-то время помогал в воспитании младших шакирдов.
Уже в это время он попытался разработать собственную методику обучения и даже написал на ее основе специальный учебник. Однако полностью раскрыть свои педагогические таланты в сельском медресе ему не удалось. Молодой человек, проявивший удивительные способности и горячее желание познать духовные богатства ислама, отправился учиться в известные мусульманские образовательные центры Средней Азии — города Бухара и Самарканд. За 10 лет (1838-1849) Ш. Марджани учился в медресе Кукельташ и Мирараб в Бухаре и Ширдаре в Самарканде.
Вид на древнее татарское поселение. Конец 19-го — начало. ХХ века.
Триумфальное возвращение на родину
Проведя годы кропотливого изучения и размышлений о мусульманской богословской литературе, Марджани стал стойким сторонником идей своего выдающегося земляка, религиозного реформатора Габденасира Курсави, и начал писать смелые и в значительной степени новаторские комментарии по актуальным вопросам мировой философии и юриспруденции. Таким образом, возвращаясь зимой 1849 года с торговым караваном из Бухары в Казань, Шигабутдин Марджани был встречен домой с почетом и уважением как человек необычайной культуры и знаний.
Он с честью сдал своеобразный экзамен у известных религиозных авторитетов Казани и в 1850 году был приглашен богатейшим и влиятельнейшим купцом древне-татарского поселения Ибрагимом Юнусовым на престижную должность имам-хатиба и мударриса первой мечети собора. С этого момента жизнь священника превратилась не только в череду выдающихся достижений, но и в постоянную изнурительную борьбу за личное достоинство, за право свободно мыслить, учить и проповедовать. Ему удалось основать в приходе большое и авторитетное медресе, куда собирались для знакомства молодые татары со всей России.
Среди учеников Хазрата его ближайшим соратником и единомышленником был видный востоковед, преподаватель Петербургского университета Хусаин Фейзханов. Шигабутдин Марджани до самой смерти считался единственным блестящим знатоком Корана в Казани. Поэтому с 1860 года по поручению Духовного собрания он следил за правильностью текста казанских изданий Священной Книги. В 1867 году Марджани получил почетные титулы Ахун и Мухтасиб.
Представление инспектора татарской, башкирской и киргизской школ Радлова В.В доверенному лицу Казанского учебного округа П.Д. Шестакову о постановлении Ш. Богаутдинова (Ш. Марджани) учителем мусульманской веры в Казано-татарской педагогической школе. 1 марта 1876 г
Реформатор
Известный тюрколог В.В. Радлов, член-корреспондент Готвальдской Академии наук, профессор Н.В. Катанов и другие. В 1876 году по пути в Западную Сибирь это место посетил и автор книги «Жизнь животных» немецкий ученый А. Брем. И это не случайно. Духовный наставник старейшей мечети города был ярым защитником истины, пропагандистом и идеологом обновления во всех сферах жизни татарского народа. В своих произведениях он призывал очищение веры от древних предрассудков и заблуждений для возврата к чистым и благородным традициям мусульманской общины времен Пророка. Он горячо защищал право каждого грамотного и мыслящего мусульманина самостоятельно искать ответы на важнейшие вопросы человеческого существования в Коране и Сунне.
В то же время реформатор считал возможным и даже необходимым обучать мусульман русскому языку и светским наукам. Эти смелые идеи были подхвачены молодым поколением буржуазии и татарского духовенства, которое в конце 19 — начале 20 вв. Осуществило обширные социальные преобразования под лозунгами обновления и модернизации. Ш. Марджани не только стоял у истоков радикальной реформы мусульманского образования, но и был первым, кто попытался создать татарскую национальную историческую науку. Он написал основополагающий двухтомник «Мустафадель-Ахбар» (Истинные вести Казани и Булгара), в котором на основе редких источников и материалов представлена история татарского народа с древнейших времен до XIX века. В этой работе ученый призвал гордиться этнонимом татары, за которым скрывается древняя и богатая история.
Метрическая запись на Старокаменной мечети No. 1 в Казани в связи со смертью Ш. Богаутдинов (Ш. Марджани). 15 апреля 1889 г.