Биография факиха ханафитов
Основателем самого распространенного мазхаба в мире является Абу Ханифа аль-Нугман ибн Сабит аль-Куфи, получивший почетное прозвище «Имам Агзам», что переводится как «величайший из имамов». Он родился в 80 г.х. (699 г.х.) в Куфе, современный Ирак. Получил общее и богословское образование в родном городе. При этом всю последующую жизнь он провел в постоянной работе над своим интеллектуальным багажом. В возрасте 16 лет вместе со своим отцом Абу Ханифа совершил паломничество в Мекку, где встретил сподвижников Последнего посланника Всевышнего (SGV) Абдуллаха ибн Хариса и Анаса ибн Малика. Общение с этими людьми возвело его в ранг табина — представителя поколения, следующего за пророком Мухаммедом (SGV) и его современниками.
Величайший из имамов добился успехов не только в науке, но и в сфере коммерции, что помогало ему поддерживать себя и ни от кого не зависеть. В то же время жизнь Абу Ханифы состояла из вихря событий, в которых политика играла важную роль. Он не хотел выступать в качестве судьи по приказу халифа и отказался от этой должности, чем разозлил правителя аль-Мансура, который приказал посадить богослова в тюрьму. Там Абу Ханифа умер в 150 году нашей эры (767 году нашей эры).
Книги Абу Ханифы
Фикх (религиозно-правовая доктрина), основанный на трудах имама Абу Ханифы
Абу Ханифа передал свое наследие мусульманам через книги, написанные двумя своими учениками Абу Юсуфом и аль-Шайбани, которые содержат цитаты и ссылки на его работы, ценные знания. Это известные исламские книги, такие как Китаб аль-Харадж, написанные Абу Юсуфом, а также все произведения Мухаммада аль-Шайбани, среди которых выделяются Китаб аль-Асар, Китаб аль-Зиядат и аль-Мабсут».
Основываясь на семидесяти хадисах, ученый написал свой знаменитый труд «Китаб-уль-Асар». Он также является автором таких произведений, как «Китабул Рад алал Кадирия», «Алим-валь-мута’аллим, Джами уль Масанид и Аль-Фикх аль-Акбар».
Заслуги имама
Абу Ханифа был одним из самых ярких и первых представителей городских торгово-ремесленных кругов. Он обосновывал и защищал интересы этих кругов, которые выражались в форме религиозно-правовой доктрины, позже оформленной в ханафитском мазхабе.
Абу Ханифа заложил основы письменной традиции в теологии ислама: ему приписывают первое письменное произведение на тему догматики ислама. Этот труд называется «аль-фикх аль-акбар». В фикхе Абу Ханифа сформулировал все те основные положения догмата ислама, которые были выведены на тему монотеизма, а также рассмотрел вопросы атрибутов Аллаха, сформулировал положения о Слове Бога, изложенные в Священной Книге. Корана, а также рассмотрели вопросы свободы воли, предопределения, достоинств всех тех личностей, которые упоминаются в Священной книге Корана, и праведности. Текст этого произведения раскрывает его борьбу со взглядами мутазилитов и мурджитов.
он также считается пионером в применении методов исследования юридических вопросов, благодаря которым становится возможным сближение школьных разработок, созданных фукахой, с требованиями реальной повседневной жизни.
Абу Ханифа вместе со своими ближайшими последователями разработал методологию, в которой использовались рационалистические принципы кия или суждения по аналогии, а также принципы предпочтений истихсана в процессе решения юридических проблем.
В своих политических взглядах ученый придерживался законного принципа верховной власти, который полностью контролируется мусульманским сообществом.
Взросление
Имам Абу Ханифа вырос там же, где родился, в городе Куфа. Здесь он провел большую часть своей жизни. Его отец, Сабит, был богатым купцом, поэтому Абу Ханифа вырос в окружении рынков и торговцев. Однако с детства его привлекали не коммерческие дела, а религиозные науки. Он редко бывал на рынке, чтобы узнать, как продвигается его торговля. Абу Ханифа выучил весь Коран и очень привязался к священной книге. Во время священного месяца Рамадан он читал Коран от начала до конца до шестидесяти раз. Известно, что Абу Ханифа читает весь Коран в ночном молитвенном ракате. По разным данным, он совершал хадж более пятидесяти раз.
Ученики имама
Ученики имама Абу Ханифы были видными исламскими учеными, которые под руководством своего учителя заложили основные нормативные основы Ханафитской школы права. Хотя он написал много работ на религиозную тематику, до нас они не дошли. Большая часть исследований имама Абу Ханифы сохранилась благодаря трудам его учеников. Абу Ханифа передавал все свои знания своим ученикам во время научных семинаров, затем он проверял и, при необходимости, исправлял то, что они писали. Среди самых известных учеников имама Абу Ханифы особенно выделяются шейх Абу Юсуф Якуб ибн Ибрагим и Мухаммад бин Хасан Шайбани, написавшие множество книг по мазхабу Ханафи и фактически заложившие прочную основу этой юридической школы.
Изучение исламских наук
Первыми направлениями науки, к которым обратился Абу Ханифа, были науки веры (акида) и единства Бога (таухид), основы религии. Когда ему было двадцать, он решил углубленно изучать исламское право (фикх). Он учился у известного юриста Хаммада ибн Аби Сулеймана и стал его ближайшим учеником, прожив с ним восемнадцать лет. Имам Абу Ханифа преуспел во всех исламских науках и приобрел обширные знания в других науках. В конце концов, он решил сосредоточиться на подробном изучении исламского права, поскольку людям нужно было объяснять, по каким правилам они должны жить. Однако, прежде чем заняться юриспруденцией, он изучил все необходимые предметы: веру, различные варианты чтения Корана, науку о хадисах, грамматику и арабский язык, науки об изучении и толковании Корана и так далее
также известно, что Абу Ханифа был основоположником такого направления в исламском праве, как аль-фикх ат-такдири. Здесь ученый моделирует любую ситуацию и пытается найти ответы на вопросы, которые еще не возникли, но гипотетически могли возникнуть. Со временем, когда многое стало меняться, такой подход очень помог мусульманским теологам решать новые проблемы. Имам Абу Ханифа заложил основы исламского права — фикха. Он выразил свою суть в одном предложении: «Источником закона для меня является Книга Всевышнего Аллаха, если я не найду там ответа, то это сунна (дело и слова) Посланника Аллаха. Если я не найду ответа ни в книге Аллаха, ни в сунне пророка, я обращусь к словам сподвижников и не буду обращаться к словам других, если найду ответ там. Если я не найду там ответа, я постараюсь получить ответ, основанный на моих знаниях».
Место и дата его рождения
Биография Абу Ханифы начинается в городе Куфа, который находится на территории современного Ирака. Это были годы, когда арабским халифатом правил правитель династии Омейядов Абдул-Малик ибн Марван. По самым достоверным данным, он родился в 699 году, что соответствует 80 годам по мусульманскому лунному календарю.
Абу Ханифа родился и прожил детство в то время, когда еще были живы некоторые из сподвижников Пророка Мухаммеда. Ему посчастливилось встретить такого замечательного компаньона, как Анас бин Малик, который провел некоторое время в Куфе.
Методика мазхаба Абу Ханифы
Два ученика Абу Ханифы, Абу Юсуф и аль-Шайбани, проделали значительную работу по сохранению мазхаба Ханафи, его распространению и систематизации, основываясь на методе издания юридических предписаний таких источников, как Священная книга Корана, тщательно отобранные хадисы. Сунны и иджмы (единодушное мнение академических богословов по определенному религиозно-правовому вопросу, не противоречащему Корану и Сунне). Среди источников есть также кийас, когда делают суждение, подобное тому, которое уже было в Апокалипсисе, когда сравнивают уже решенную проблему с юридической проблемой, находящейся в процессе решения. Правовые предписания основаны на таком источнике, как истихсан, когда предпочтение отдается решению, которое противоречит киясу, но более уместно в данной конкретной ситуации. Кроме того, источниками для принятия таких решений являются адат или урф, то есть традиционно распространенные обычаи или мнения.
Мажаб Абу Ханифа также указывает на другой метод принятия юридических решений: четкую иерархию приговоров, вынесенных школьными властями, такими как сам Абу Ханифа, его ученики Мухаммад аль-Шайбани и Абу Юсуф. Если возникает ситуация, когда необходимо применять и истихсан, и кия, предпочтение отдается первому.
Если возникает ситуация, когда необходимо выбирать между различными существующими рецептами по этой теме, приоритет будет отдан наиболее убедительному из них или мнению, которого придерживается большинство. И только в исключительных случаях в качестве аргументов используются сомнительные аргументы и слабые хадисы.
Внешний вид
Поскольку в исламе не принято изображать людей, обычно пытаются описать внешность известных людей. Современники имама Абу Ханифы описывают его как человека среднего роста с привлекательной и уважительной внешностью. У него было красноватое лицо и длинная борода. Он был очень худощавым, постоянно проводил время в поисках знаний и поклонении Богу.
Как говорили современники, от него постоянно исходил приятный запах, по которому его можно было узнать. Имам всегда был хорошо одет. У Абу Ханифы был очень приятный голос, он умел очень хорошо говорить и ясно убеждал людей.
Нрав
Абу Ханифа был известен как беспристрастный человек: он никогда не принимал снисходительных подарков от людей высокого ранга, а потому никогда никому не был обязан. Он отличился человечностью и щедростью. Есть история, в которой прохожий прошел рядом с имамом и, увидев имама, пошел другим путем. Имам спросил его о причине такого поступка, и человек ответил, что он сделал это, потому что ему было стыдно, потому что он был должен имаму десять тысяч дирхамов. Имам Абу Ханифа был настолько впечатлен скромностью этого человека, что простил ему весь этот долг.
он был отзывчивым: однажды в мечети и услышав известие о том, что человек упал с крыши, имам сразу покинул собрание и побежал на место, где это произошло, как это было во время молитвы — без обуви, босиком. После этого он постоянно навещал пострадавшего, приходил к нему каждый день и ухаживал за ним.
Отличался хорошими манерами: без надобности не заговаривал. Суфьяну ас-Саури однажды сказали, что они никогда не слышали, чтобы имам плохо говорил о ком-либо. На это Суфьян ответил, что имам Абу Ханифа не настолько глуп, чтобы разрушить свои собственные действия.
Имам Абу Ханифа слыл человеком сдержанным и богобоязненным: по рассказам его современников, они никогда не видели его отдыхающим по ночам. По словам Абу Нуайма, он кричал Аллаху и плакал еще до совершения намаза. По его собственным словам, в Коране нет суры, которую он не читал бы во время молитв нафль.
По словам Хариджа ибн Мусаба, он знает четырех религиозных лидеров, которые читали бы весь Коран в ракате: Тамин Дари, Усман ибн Аффан, Саид ибн Джубайр и имам Абу Ханифа.
Имам Абу Ханифа совершил молитву фаджр с омовением, которое было приготовлено для молитвы иша. Он совершил пятьдесят пять хаджей.
Труды ученого
Как уже упоминалось, великий имам написал множество трудов, но до наших дней сохранилось только десять книг Абу Ханифы, большинство из которых были переданы его учениками:
- Аль-Фих аль-Акбар».
- «Китаб аль-Раддала аль-Кадария».
- Аль-Аалим ва аль-Мутааллим».
- Аль-Фих аль-Абсат».
- «Китаб Ихтилаф ас-Сахаба».
- «Китаб аль Джами».
- Аль-Китаб аль-Аусат».
- «Китаб ас-Саир».
- «Восходит Абу Ханифа Усман аль-Байти».
- «Васийя аль-Имам Абу Ханифа фи аль-Таухид».
Отношение к хадисам
Имам Абу Ханифа передал четыре тысячи хадисов, и две тысячи из них он получил от имама Хаммада. В своей работе имам опирался на эти принципы, по которым он определял приемлемость хадисов. Он считал, что хадис должен храниться в правильной форме со дня его прослушивания до дня его передачи. Он сказал, что хадисы должны исходить от Пророка Мухаммеда ﷺ и передаваться только через цепочку абсолютно надежных людей. Он не позволял принимать и передавать те хадисы, которые противоречили известным хадисам или противоречили Корану.
Распространение ханафитского мазхаба
Мазхаб Ханафи — старейший из четырех основных мазхабов мусульман-суннитов. Ее также называют школой «людей, придерживающихся мнения», поскольку в Ираке от Пророка Мухаммеда было мало достоверных хадисов, а для принятия необходимых решений приходилось полагаться на другие источники исламского права. Изначально эта юридическая школа распространилась на родину Абу Ханифы в городе Куфа. После его смерти его исследования начали изучать ученые из Багдада, столицы халифата Омейядов. Затем наследие имама распространилось по разным частям исламского мира.
В настоящее время большое количество мусульман присоединяется к мазхабу Ханафи в таких странах, как Турция, Сирия, Афганистан, Пакистан, Индия, Китай, Казахстан, страны Центральной Азии, Азербайджан и ряд других стран. В России в эту правовую школу входят в основном тюркоязычные народы: татары, башкиры, кумыки и др., а также черкесские народы Северного Кавказа. Сегодня это самый распространенный мазхаб среди мусульман.
- https://Islam.global/obshchestvo/islamskoe-pravo/abu-khanifa-velichayshiy-iz-imamov-islama/
- https://medinaschool.org/library/lichnosti/musulmanskie-uchenye/imam-abu-hanifa
- https://nacion.ru/477319a-abu-hanifa-biografiya-godyi-jizni-veroispovedanie-bogoslovskaya-deyatelnost
- https://islam.ru/content/person/42051